Пять малых упражнений в медитации (для развития памяти)

ПЯТЬ МАЛЫХ УПРАЖНЕНИЙ В МЕДИТАЦИИ

(ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ)

ВВЕДЕНИЕ: 
Данная группа упражнений носит в основном специальный характер и предназначена для лиц с пониженной в силу тех или иных причин памятью. В отличие от элементарных, знакомых каждому школьнику упражнений на заучивание стихотворений, отрывков прозы и т. п., данные занятия носят медитативный характер, т. е. работа совершается не над предметами или знаками, которые когда-то видел занимающийся, а над теми внутренними образами, которые остались у него в памяти.

Упражнения для развития памяти

ОБОСНОВАНИЕ: 
Согласно теории классической йоги, изложенной еще в "Йога-сутре" Патанджали, всякое впечатление оставляет свой след в мыслительной субстанции (ЧИТТЕ). Эти отпечатки впечатлений в читте подобны волнам, или бороздам (ВРИТТИ) на исходно гладкой, зеркально чистой поверхности озера. Отдельные вритти, объединяясь, образуют ВАСАНЫ, или комплексные образы, и эти вопросы уже рассматривались выше — во второй главе. Когда мы сосредоточиваемся на реальном объекте, думая только о нем и анализируя разные его свойства, в работе ума задействованы только самые последние впечатления. Все прошлые впечатления (ВАСАНЫ, САМСКАРЫ) остаются скрытыми, причем термин "самскары" и означает буквально "скрытые впечатления". Эти самскары, согласно законам причинности, могут в известных обстоятельствах существенно влиять на ход настоящих и будущих событий. Поэтому важно научиться быть хозяином не только нынешних, но контролировать и прошлые впечатления. Это определяется также способностью управлять памятью, как бы "доставая" оттуда все то, что наиболее важно для человека в настоящее время.

Поскольку наша память многогранна, и вся информация, которая доставляется органами чувств, хранится в явном или скрытом виде в глубинах памяти, возможность свободного оперирования этой информацией достигается практикой не одного, а серии упражнений, довольно простых по методике выполнения.

МЕТОДИКА: 
Создав необходимые условия для спокойного созерцания, попробуйте без каких-либо усилий, а просто закрыв глаза и сосредоточившись на прошлых впечатлениях, погрузиться в свои ста рые впечатления, вспомнив при этом:
1) мелодию, когда-то слышанную и которая вам очень понравилась; попробуйте при этом ее заново воссоздавать в уме некоторое время (например, 10—30 секунд и более); желательно затем припомнить автора, время написания музыкального произведения;
2) какой-либо тайный знак или символ, восстановив в памяти его детали, размышляя при этом о его значении;
3) какую-либо молитвенную формулу, размышляя о ее значении или эффекте; попытаться проанализировать, действует ли на вас эффект от нее в настоящее время, когда вы ее не слышите, а просто вспоминаете; вместо молитвенных формул могут использоваться стихи высокого философского содержания;
4) комбинации цифр или отдельные числа, даты рождения великих людей, продолжительность жизни отдельных долгожителей;
5) красивый пейзаж, который вы когда-либо видели сами или на картине; вспомните при этом различные детали — чем больше, тем лучше; затем, спустя несколько минут, представьте, что

Цитаты

Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один...

Анонсы материалов из рекомендуемых книг, статей, фильмов

ГЛАВА 2. ХРИСТИАНСКИЙ МИФ И ПРАРОССИАНСТВО Сколько-нибудь подробный разбор общего, в высшей степени широкого и сложного вопроса о метаисторическом значении православной церкви и, тем более всего христианского мифа, это тема для многотомного труда или даже для целого цикла работ. Но ясно и естественно, что внутренняя мистическая...

КНИГА VI. ВЫСШИЕ МИРЫ ШАДАНАКАРА ГЛАВА 1. ДО МИРОВОЙ САЛЬВАТЭРРЫ Никого не может удивить, что именно об этих сферах сведения не только скуднее, чем о каких-либо других, но, в сущности, почти отсутствуют. Причин - две. Неадекватность действительности этих сфер каким бы то ни было нашим представлениям и понятиям, а тем более...

Почему мы болеем? В чем причина болезней? Оказывается в основе любых болезней человека - лежат его ошибки. Когда мы нарушаем законы Природы, совершаем ошибки, Природа начинает учить нас. Как же она нас учит?  Представьте себе спутниковую антенну, которая состоит из тарелки, принимающей изначальный сигнал со спутника и...

Поскольку вы наконец по-настоящему приняли тот основной тезис, что нынешнее существование — лишь фаза в процессе духовного раскрытия, один аспект того потока опыта, который включает множество прежних опытов жизни в материальном мире, вы должны были уже осознать, что каждый отдельный опыт — это ориентир, существенно важный на...

СЛУЧАЙ ТОБИАСА   На третий день работы, Тобиас порадовал меня приятным сюрпризом. Закончив вечером службу, когда другие работники приступили к ночной смене, меня по-братски привели в его резиденцию, где меня ождали прекрасные моменты радости и обучения.   После того, как я вошел, он представил меня двум женщинам: одной пожилой...